top of page
  • Василий Шавин

Компенсация отпуска при увольнении


компенсация за отпуск

Конституционному Суду РФ пришлось вмешаться в совершенно безобразную практику судов некоторых субъектов по вопросу выплаты компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении.

В последние примерно лет 5 суды стали ограничивать выплату компенсации за неиспользованные отпуска при увольнении и взыскивали с работодателя компенсацию неиспользованного отпуска только за последние полтора года, а за больший срок - нет. Якобы, пропущен срок обращения в суд. Началось всё с московских судов, потом подхватили питерские, далее еще около 30 региональных судов стали отказывать работникам во взыскании компенсации за неиспользованный отпуск за период больший полутора лет. Насколько я знаю, Нижегородской области в этом позорном списке нет.

Суть дела заключается в следующем.

При увольнении работник получает компенсацию за все неиспользованные отпуска за весь период его работы. Причем, независимо от его продолжительности, хоть за 5, хоть за 10 лет. То есть если работник не отгулял положенные ему 28 календарных дней (или больше), причем, по любым причинам, то при увольнении за все эти дни ему заплатят денежную компенсацию. Так было всегда и так предусматривает Трудовой кодекс РФ.

В 2010 г. Россия ратифицировала Конвенция N 132 Международной организации труда"Об оплачиваемых отпусках" (вступила в силу для России 06.09.2011), в которой есть такой пункт: непрерывная часть ежегодного оплачиваемого отпуска предоставляется и используется не позже, чем в течение одного года, а остаток ежегодного оплачиваемого отпуска не позже, чем в течение 18 мес. после окончания того года, за который предоставляется отпуск (ч. 1 ст. 9).

И вот, со ссылкой на приоритет международных норм (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ) "судьи" Мосгорсуда, а, впоследствии, и иных судов, умудрились "вытолковать" упомянутый полуторагодичный срок для взыскания компенсации.

Вот, например, такой "юридический" пассаж Мосгорсуда: " Согласно пункта 1 статьи 9 Конвенции N 132 непрерывная часть ежегодного оплачиваемого отпуска, состоящая из двух непрерывных рабочих недель, предоставляется и используется не позже чем в течение одного года, а остаток ежегодного оплачиваемого отпуска не позже чем в течение 18 мес. считая с конца того года, за который предоставляется отпуск. Из этого следует, что работник должен отдыхать как минимум две недели подряд, а остальные отпускные дни использовать в течение 18 месяцев после окончания года, за который они начислены. Таким образом, исковой срок работника по требованиям о компенсации за неиспользованные отпуска в соответствии с п. 2 ст. 9 Конвенции об оплачиваемых отпусках, исчисляется равным 21 мес. после окончания того года, за который предоставляется отпуск (18 мес. + 3 мес.)" (апелляционное определение Московского городского суда от 06.03.2017 по делу N 33-2318/2017).

А вот "юридическая" изюминка из Питера: "С учетом предусмотренного п. 1 ст. 9 Конвенции срока, не позже которого истец должен был использовать отпуск и отпуск должен быть предоставлен истцу работодателем, и с учетом требований ст. 392 Трудового кодекса РФ, исходя из того, что по истечении предусмотренного п. 1 ст. 9 Конвенции срока истец должен был знать о нарушении своего права на предоставление отпуска, истцом пропущен срок для обращения в суд с настоящими требованиями в отношении отпусков за период работы с 31.01.2008 до 31.01.2014 (на момент обращения в суд истекло более 21 мес. после окончания того года, за который предоставляется отпуск (18 + 3)), в связи с чем в данной части требований истцу надлежит отказать, однако не пропущен срок для обращения в суд с настоящими требованиями в отношении отпусков за период работы с 31.01.2014 по 24.01.2016" (апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 10.04.2017 N 33-7113/2017 по делу N 2-105/2017).

Это ж какой ветеринарный, кулинарный или какой там техникум надо окончить, чтобы из обязанности работодателя предоставлять отпуск не позднее 18 мес. со дня окончания рабочего года "вытолковать" ограничение срока на обращение в суд за взысканием компенсации за отпуск?!

У людей оставалась одна надежда на Конституционный Суд, так как на судей Верховного Суда, входящих сейчас в состав по трудовым и социальным спорам, рассчитывать не приходится.

В постановлении от 25.10.2018 N 38-П Конституционный Суд РФ пресек это безобразие и вернул ситуацию в прежнее, правовое, поле.

Надеюсь, что рецидивов этого адского бреда о компенсациях за неиспользованный отпуск не случится.

10 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page